Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. К
трону пришел Крым-Гирей через горы трупов. Он приказал вырезать всех мальчиков
своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы
никто не помышлял о власти, пока он, хан,жив.
Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие мольбы
и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди имени хана.
- Ну и пусть бежит, - говорил он, - это хорошо, если боятся...
Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное.
Постучишь в камень - камень отзовется. Постучишь в железо - железо прозвенит.
А в народе говорили - у Крым-Гирея нет сердца, Вместо сердца у него - комок
шерсти. Постучишь в комок шерсти какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце?
Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан, и ослабело его сердце.
Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку,
Деляре ее звали. Привез lee главный евнух, показал Крым-Гирею даже зачмокал
от восхищения, расхваливая невольницу.
Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей.
И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать
может, радоваться может, что сердце - живое.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда
больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как
трудно бывает человеческому сердцу.
Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:
- Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал,
как плачет мужское сердце. Спросил его мастер:
- Хороша была девушка?
- Что знаешь ты о ней? - ответил хан. - Она была молода. Она была прекрасна,
как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как
утро, ласкова, как дитя.
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделать слезу человеческую?
- Из камня что выдавишь? - сказал он хану. - Молчит камень. Но если твое сердце
заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне.
Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет.
Он расскажет и о моем горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают
муж- ^ ские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня все, чем душа была жива.
Землю родную, семью, имя, честь. Моих слез никто не видел. Я плакал кровью сердца.
Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские.
О твоей любви и моей жизни.
На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой... А в середине
цветка высек глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая
мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века...
И еще вырезал Омер улитку - символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу
хана: зачем нужна была ему вся его жизнь - веселье и грусть, любовь и ненависть,
все человеческие чувства?
Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь...
Так пронес Омер через века любовь и горе, жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания
и слезы...
Фонтан слез в Бахчисарае (Сельсибиль) создан иранским мастером Омером в
1764 году в память о рано умершей жене хана Крым-Гирея. Первоначально фонтан
был установлен у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Мусульманские законы запрещали
изображать человека и животных. Поэтому художники широко употребляв ли язык
символов. Фонтан украшен растительным орнаментом, в нише мастер расположил чаши.
В верхней части ниши вырезан цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий
человеческое лицо. Из се редины цветка по капле вытекают "слезы".
У подножия памятника мастер Омер изобразил похожую на улитку спираль,
что символизирует и печаль, и продолжение жизни. Бахчисарайский дворец и фонтан
восхищали многих художников и поэтов: Жуковского, Пушкина, Мицкевича.